Картотека дидактических игор на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста
30.05.2023
Картотека
дидактических игр
на формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе
у
детей старшего
дошкольного
возраста
Раздел
1. «Ребенок и другие люди»
«Я не должен»
Задача: Обучать нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.
Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми
взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я —
не должен» (например, изображение знака «-» ).
Ход игры: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают
ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.
«Как бы ты поступил?»
Задача: Закрепить умения принимать правильные решения в различных жизненных
ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Материал: сюжетные картинки по проблеме, фишки.
Ход игры: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации
возможных контактов с чужими людьми на улице:
·
незнакомый взрослый
уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное,
предлагая игрушку;
·
незнакомый взрослый
открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
·
незнакомый взрослый
угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно
принятое решение игрок получает фишку.
«Копилка добрых дел».
Задачи: Учить быть внимательными к окружающим,
близким, совершать для них добрые дела.
Материал: картинки с изображениями «добрых» и «плохих»
дел, красные и зеленые фишки.
«Знакомый, свой, чужой»
Задача: Формировать точное понятие того, кто является «своим», «чужим»,
«знакомым».
Материал: мяч.
Ход игры: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно
считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый
отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на
небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно
бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и
паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет
соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
«Бывает-не бывает»
Задача: Способствовать применение в игре и углублению знаний о несовпадении приятной
внешности и добрых намерений. Учить аргументировать свой ответ, принимать
участие в дискуссии, задавать уточняющие вопросы.
«Что сначала, что потом»
Задача:
Формировать умение определять последовательность событий, изображенных на
картинках, развивать умение определять причинно-следственные связи, речь.
Материал:
по 3 картинки на каждое событие (начало, середина, конец).
«Это-да, это-нет!»
Задача: При рассматривании сюжетных картинок учить
комментировать различные ситуации и поступки, учить подбирать схематическое
изображение правил, в соответствии с которыми (нарушая которые) действуют герои
сюжетных картинок, выражать свое отношение к ним.
Материал: сюжетные картинки.
«Умей сказать «Нет!»
Задача: Учить при рассматривании сюжетных
картинок описывать действия людей, давать им оценку с точки зрения соответствия
нормам безопасности. Учить выбирать модели поведения, позволяющие оказывать
сопротивление давлению со стороны старших товарищей, ровесников, взрослых,
пытающих вовлечь ребенка в опасные ситуации.
Материал: сюжетные картинки, карточки с моделями
поведения.
«Оцени поступок»
Задача:
С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих
поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость,
доброжелательность.
Материал:
сюжетные картинки.
Ход игры: дети
работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети
должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например:
двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка
плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Задача: Обучать детей различным способам реагирования на угрожающую
ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги,
остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Ход. Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое
мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Снежная королева»
Задача: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные
черты характера.
Ход игры Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная
королева».
Дети рассказывают, что в
этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное
превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого
зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что
у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали
волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее,
что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить,
что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в
каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает
очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются
рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что
чувствовали.
Игру можно проводить
несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось
увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и
поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Составь портрет или фоторобот»
Задача: закреплять знания детей о составных частях лица и их
пространственном местонахождении.
Материал: карточки с вариантами изображений разных частей лица:
лоб с бровями, глаза, губы, подбородок, прическа
Задания (варианты):
1
вариант: предложить ребенку составить свой «портрет» перед зеркалом:
«Какого цвета у тебя глаза? Какие по величине? (большие, маленькие) Их
особенности? (например, прищуренные) Какой лоб: высокий, широкий, узкий? Какие
брови : цвет, форма? Какие губы: узкие, пухлые, крепко сжатые? Какая прическа?
Какой длины волосы, какого цвета?» и т.д.,
2
вариант: предложить ребенку составить «портрет» сверстника.
3
вариант: воспитатель составляет портрет ребенка группы, остальные дети
угадывают.
4 вариант: ребенок
составляет портрет сверстника, остальные дети угадывают.
«Собери
пословицы»
Задача:
расширять знания о пословицах, обогащать речь, пополнять словарный запас,
развивать логическое мышление, воспитывать интерес к культуре русского народа.
Материал: карточки с текстом,
разделенные на две половинки. На одной половине – начало пословицы, а на другой
– конец.
Ход
игры:
Раздать играющим по 5 карточек синего цвета. Ведущий зачитывает пословицу с
зеленой карточки. Задача играющих - собрать пословицы. Выигрывает тот, кто
соберет все пословицы.
«Научись послушанию»
Задача: Развивать
у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить
избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у
детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями
взрослых и детей.
Ход. Вы
будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были
непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.
Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему
предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.
Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где
непослушание привело к беде: «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят»;
«Заинькина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Три поросёнка»;
«Буратино»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Два жадных медвежонка» и
другие знакомые сказки.
Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет
поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета
«исправленной» сказки.
«Что, где, когда?»
Задача:
Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Правила:
Ответить
на вопрос игровых персонажей.
Ход.
Воспитатель
предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в
центре волчок.
Воспитатель
раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети
советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку. Если будет
неправильный ответ, то
обязательно воспитатель говорит правильный.
«Если чужой входит в дом»
Задача:
Учить
детей правилам действий в данной ситуации.
Ход.
Обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен
пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за
дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя
привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные
ситуации:
-почтальон принес
срочную телеграмму;
-слесарь пришел
ремонтировать кран;
-милиционер пришел проверить
сигнализацию;
-медсестра принесла
лекарство для бабушки;
-мамина подруга пришла
в гости;
-соседи просят зеленку
для поранившегося ребенка;
-незнакомые люди просят
оставить вещи для соседей;
-женщине нужно вызвать
«Скорую помощь».
«Незнакомый человек в подъезде»
Задача:
Учить
правилам действий в данной ситуации.
Материал:
картинки с правилами
·
Не заходи в подъезд, если за тобой идет
незнакомый человек.
·
Не подходи к квартире и не открывай ее,
если кто-то незнакомый находится в подъезде
·
При угрозе нападения, подними шум,
привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).
«Незнакомый
человек в лифте»
Задача:
Учить правилам действий в данной ситуации.
Материал:
картинки с правилами
·
Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный
человек, не входи в кабину.
·
Если ты вошел в лифт с незнакомцем,
вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и
«Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с
диспетчером, он вызовет милицию.
·
Не стой в лифте спиной к пассажиру,
наблюдай за его действиями.
·
При попытке нападения подними шум,
кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов
диспетчера».
«Правила
поведения с незнакомыми людьми»
Задача:
Учить правилам действий в данной ситуации.
Материал:
картинки с правилами
·
Никогда не вступай в разговор с
незнакомым человеком на улице.
·
Не соглашайся никуда идти с незнакомым
человеком, не садись в машину, как бы он не уговаривал и что бы не предлагал.
·
Никогда не верь незнакомцу, если он
обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не надо.
·
Если незнакомый человек настойчив, взял
тебя за руку и пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи и зови на
помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
·
О любом таком происшествии с тобой
обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
«Звонок по телефону от незнакомого
человека»
Задача:
Учить
правилам действий в данной ситуации.
Материал:
картинки с правилами
·
Не вступай в телефонный разговор с
незнакомым человеком, не говори, что родители на работе.
·
Не отвечай на вопросы, просто положи
трубку.
·
О любом звонке сообщи родителям.
«Умеем ли мы разговаривать по телефону?»
Задача.
Познакомить детей с правилами общения по телефону, с наиболее необходимыми в
целях личной безопасности телефонными номерами;
обучить вежливо вести
телефонный разговор.
«Фантазеры»
Задачи:
Развивать умение фантазировать, сочинять небылицу об окружающем мире.
Правила: Детям
выдается набор готового материала для составления сюжета. Если ребенок не может
из данных предметов ничего собрать или затрудняется, сомневается в своих
действиях, перед ним кладется образец ,по которому ребенок может собрать данный
сюжет . Очень важно давать деталей как можно больше, чтобы сюжет был
развернутым и ребенок в последствии мог по нему составить рассказ описательный
и дать название сваей картине. С детками которые не справляются с большим
количеством деталей для составления сюжета, начать работу внося разрезные
предметы: вначале на две части, потом на три ,четыре .
Например:
-грибок-шляпка, ножка;
-дом- дом, крыша, окно;
-дом- дом, крыша, окно,
трава, облака.
И так далее по
нарастающей. Довести количество деталей до 15 штук.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.05.2023
Дата обновления: 30.05.2023
Дата публикации: 30.05.2023