Картотека дидактических игор на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

30.05.2023

Картотека дидактических игр

на  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

у детей старшего

дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. «Ребенок и другие люди»

«Я не должен»

 Задача: Обучать нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен» (например, изображение знака «-» ).

Ход игры: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

«Как бы ты поступил?»

 Задача: Закрепить умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

 Материал: сюжетные картинки по проблеме, фишки.

Ход игры: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

·          незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;

·          незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

·          незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

 За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

«Копилка добрых дел».

Задачи: Учить быть внимательными к окружающим, близким, совершать для них добрые дела.

Материал: картинки с изображениями «добрых» и «плохих» дел, красные и зеленые фишки.

 

«Знакомый, свой, чужой»

 Задача: Формировать точное понятие того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

Материал: мяч.

Ход игры: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

«Бывает-не бывает»

Задача: Способствовать применение в игре и углублению знаний о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Учить аргументировать свой ответ, принимать участие в дискуссии, задавать уточняющие вопросы.

«Что сначала, что потом»

Задача: Формировать умение определять последовательность событий, изображенных на картинках, развивать умение определять причинно-следственные связи, речь.

Материал: по 3 картинки на каждое событие (начало, середина, конец).

«Это-да, это-нет!»

Задача: При рассматривании сюжетных картинок учить комментировать различные ситуации и поступки, учить подбирать схематическое изображение правил, в соответствии с которыми (нарушая которые) действуют герои сюжетных картинок, выражать свое отношение к ним.

Материал: сюжетные картинки.

«Умей сказать «Нет!»

Задача: Учить при рассматривании сюжетных картинок описывать действия людей, давать им оценку с точки зрения соответствия нормам безопасности. Учить выбирать модели поведения, позволяющие оказывать сопротивление давлению со стороны старших товарищей, ровесников, взрослых, пытающих вовлечь ребенка в опасные ситуации.

Материал: сюжетные картинки, карточки с моделями поведения.

«Оцени поступок»

Задача: С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Задача: Обучать детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход. Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Снежная королева»

Задача: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

 «Составь портрет или фоторобот»

Задача: закреплять знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении.

Материал: карточки с вариантами изображений разных частей лица: лоб с бровями, глаза, губы, подбородок, прическа

Задания (варианты):

1 вариант: предложить ребенку составить свой «портрет» перед зеркалом: «Какого цвета у тебя глаза? Какие по величине? (большие, маленькие) Их особенности? (например, прищуренные) Какой лоб: высокий, широкий, узкий? Какие брови : цвет, форма? Какие губы: узкие, пухлые, крепко сжатые? Какая прическа? Какой длины волосы, какого цвета?» и т.д.,

2 вариант: предложить ребенку составить «портрет» сверстника.

3 вариант: воспитатель составляет портрет ребенка группы, остальные дети угадывают.

4 вариант: ребенок составляет портрет сверстника, остальные дети угадывают.

                                  «Собери пословицы»
Задача: расширять знания о пословицах, обогащать речь, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к культуре русского народа.
Материал: карточки с текстом, разделенные на две половинки. На одной половине – начало пословицы, а на другой – конец.
Хочу такой сайт

Ход игры: Раздать играющим по 5 карточек синего цвета. Ведущий зачитывает пословицу с зеленой карточки. Задача играющих - собрать пословицы. Выигрывает тот, кто соберет все пословицы.

«Научись послушанию»

Задача: Развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

  Ход. Вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.

 Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

 Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде: «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Три поросёнка»; «Буратино»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.

Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

«Что, где, когда?»

Задача: Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Правила: Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку. Если   будет   неправильный   ответ,  то    обязательно    воспитатель   говорит правильный.

«Если чужой входит в дом»

Задача: Учить детей правилам действий в данной ситуации.

Ход. Обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

-почтальон принес срочную телеграмму;

-слесарь пришел ремонтировать кран;

-милиционер пришел проверить сигнализацию;

-медсестра принесла лекарство для бабушки;

-мамина подруга пришла в гости;

-соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

-женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

 

«Незнакомый человек в подъезде»

Задача: Учить правилам действий в данной ситуации.

Материал: картинки с правилами

·        Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

·        Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде

·        При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

«Незнакомый человек в лифте»

Задача: Учить правилам действий в данной ситуации.

Материал: картинки с правилами

·        Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

·        Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

·        Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

·        При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

Задача: Учить правилам действий в данной ситуации.

Материал: картинки с правилами

·        Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

·        Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он не уговаривал и что бы не предлагал.

·        Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не надо.

·        Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку и пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи и зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

·        О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

«Звонок по телефону от незнакомого человека»

Задача: Учить правилам действий в данной ситуации.

Материал: картинки с правилами

·        Не вступай в телефонный разговор с незнакомым человеком, не говори, что родители на работе.

·        Не отвечай на вопросы, просто положи трубку.

·        О любом звонке сообщи родителям.

      «Умеем ли мы разговаривать по телефону?»

Задача. Познакомить детей с правилами общения по телефону, с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами;

обучить вежливо вести телефонный разговор.

«Фантазеры»

Задачи: Развивать умение фантазировать, сочинять небылицу об окружающем мире.     

Правила: Детям выдается набор готового материала для составления сюжета. Если ребенок не может из данных предметов ничего собрать или затрудняется, сомневается в своих действиях, перед ним кладется образец ,по которому ребенок может собрать данный сюжет . Очень важно давать деталей как можно больше, чтобы сюжет был развернутым и ребенок в последствии мог по нему составить рассказ описательный и дать название сваей картине. С детками которые не справляются с большим количеством деталей для составления сюжета, начать работу внося разрезные предметы: вначале на две части, потом на три ,четыре .

Например:

-грибок-шляпка, ножка;

-дом- дом, крыша, окно;

-дом- дом, крыша, окно, трава, облака.

И так далее по нарастающей. Довести количество деталей до 15 штук.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.05.2023

Дата обновления: 30.05.2023

Дата публикации: 30.05.2023

Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».