Адаптированная образовательная программа
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования детей раннего
и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)[1] –
это образовательная программа, адаптированная для детей с РАС с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития и социальную
адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраста.
Дети
с РАС представляют собой исключительно полиморфную группу, что проявляется как
в клинических, так и в психолого-педагогических особенностях.
В клиническом отношении
расстройства аутистического спектра в действующей в Российской Федерации
Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) относятся к
диагностической группе F84
«Общие расстройства развития» (часто без перевода используется термин
«первазивные», то есть всепроникающие, всеохватывающие расстройства) и включает
три диагностических категории из F84:
детский аутизм (F84.0),
атипичный аутизм (F84.1)
и синдром Аспергера (F84.5)[2]. Чётких границ между указанными
диагностическими категориями нет, и эта классификация оказалась ограниченно
применимой в медицине и совсем неприменимой в образовательных целях. Ожидается,
что в 2022 или в 2023 году закончится адаптация уже принятой ВОЗ МКБ-11, в
которой все имеющие отношение к аутизму категории МКБ-10 объединены в
«расстройства аутистического спектра» (РАС), категорию, ставшую официально
принятой в российском образовании после 2012г. (закон «Об образовании в
Российской Федерации»).
Основными
диагностическими признаками РАС являются качественные нарушения социального
взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и ограниченные,
стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов
деятельности.
Эти особенности прямо
связаны с социальной жизнью человека, их нарушение всегда затрудняет социальную
адаптацию. Эти же признаки лежат в основе особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС.